Фундаментальная подготовка будущих учителей физики

Качество образования и качество подготовки учителей — неразделимы. Подготовка высококвалифицированных специалистов была и остается важнейшей задачей отечественной высшей педагогической школы.

Качественное профессиональное образование предполагает формирование не только узкопрагматических, узкоспециализированных знаний для непосредственного выхода на рынок труда, но и действенных, инвариантных, методологически важных системных знаний, которые могут быть обеспечены только при условии их фундаментальности.

Выдвинутые жизнью принципиально новые образовательные задачи требуют пересмотра традиционного подхода к содержанию и методики подготовки учителей физики по квалификационным уровням “бакалавр” и “магистр”. Мир вступил в период, когда изменение идей, знаний, технологий происходит быстрее, чем смена поколений людей.

Очевидным является тот факт, что научить человека раз и на всю жизнь нельзя. Безусловно, высокий профессионализм не может существовать без глубоких знаний фундаментальных физических законов и их применения в современных технологиях производства. Однако процесс профподготовки учителя физики сегодня не может быть сориентированным только на усвоение определенной суммы знаний и выработку соответствующих практических умений и навыков по их применению при решении практических и теоретических задач современной науки. Конечно, такая функция учебного процесса как передача определенной суммы базовых знаний остается, но, кроме нее, сегодня стоят новые задачи: научить будущего специалиста самостоятельно учиться, осваивать новую информацию, инновационные технологии обучения, критически мыслить, выработать жизненно важные компетенции, обеспечивать в дальнейшем профессиональную мобильность и возможность самосовершенствования личности. Конечно, роль преподавателя остается значительной, но она уже другая по своей сути: из источника знаний он превращается в помощника и организатора процесса самообразования студента.

Деятельность преподавателя должна стимулировать студента и помочь ему определить собственную траекторию обучения, поскольку действительно фундаментальным является именно личностное знание. Безусловно, при таких условиях образование будет самым перспективным вкладом в будущее специалиста.

Анализ научно-методической литературы, периодических изданий, материалов конференций позволяет констатировать снижение уровня готовности студентов физических специальностей педагогических вузов к решению образовательных задач в процессе преподавания курса физики в общеобразовательной школе. Более половины из них имеют трудности во время самостоятельного применения приобретенных знаний в объяснении физических процессов и явлений, решении задач, работе с учебным оборудованием. Немалые трудности вызывают у студентов выполнения методологических задач: анализ содержания и структуры научного знания, определение роли и значения фундаментальной идеи/опыта в структуре физической теории, выявление особенностей научного познания в определенный исторический период и т.д.

Оставляют лучшего и мотивация выбора физики как будущей профессиональной деятельности, ориентация на этот предмет как основу современных технологий производства и фактор развития творческого потенциала личности. Можно говорить и о невысоком уровне общей культуры и научного стиля мышления студентов, слабые методические умения и формализм предметных знаний. Как следствие, определенное количество выпускников педагогического вуза сегодня неспособны эффективно работать в условиях уровневой и профильной дифференциации, вариативности школьных программ и учебников.

Основой решения указанных проблем профессиональной подготовки современного учителя физики является фундаментализация, как новая философия качества образования, которая предусматривает не только углубленное усвоение универсальных, методологических предметных знаний, а осмысление и понимание сути вещей и явлений, преодоление профессиональной замкнутости и культурной ограниченности, переориентация образования на формирование гармонично развитой личности. Насущной является потребность в создании новой модели профподготовки учителя физики в виде целостной научно-методической системы, способной реформировать концептуальные организационно-педагогические процессы.

Автор: richdad Богатый папа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *