Успеть все, или как не терять время в университете

Текст прописан студентам, которые:

  • сомневаются, поступать на магистратуру;
  • боятся совмещать работу с обучением;
  • не уверены, насколько оправданной является активность вне университета.

Как совмещать работу и учебу?

Мнение 1. Университет – это разветвленная система социальных связей. За время обучения ты получаешь массу знакомств из других сфер, вузов и курсов. Чем раньше идешь работать, тем меньше шансов создать сеть внеучебных контактов. Кроме этого, на младших курсах ты получаешь основную базу знаний по специальности. Поэтому лучше не отвлекаться на работу. Вот на старших курсах стоит попробовать себя на рабочем месте – получить опыт, который всегда нужен работодателям.
Мнение 2. Есть один случай, когда работу с обучением совмещать полезно – это когда студент точно знает, чем будет заниматься после выпуска. Если не совсем ясно, что делать потом, то лучше использовать все возможности университета. Это место, где учатся работать с информацией и больше читать, воспитывают профессиональную культуру.
Университет изолирован от рынка труда. Во время обучения можно осмотреться, испытать себя в разных направлениях. Однако не медли, потому что если будешь искать работу не на старших курсах, а на следующий день после выпускного, то получишь депрессию, ведь скорее всего сразу работу не найдешь.
Мнение 3. Работа во время обучения зависит от факультета. Даже если у тебя хороший график и ты не пропускаешь пары, все равно остается мало времени на самоподготовку. Есть специальности, где каждая пропущенная пара делает из тебя плохого специалиста.
Начинать работать нужно на последних курсах, а вот рано начинать не стоит. Работа дает практические навыки. Кроме нее, можно проходить стажировку. Все это – гарантия, что окончание университета не застанет врасплох. Это учит финансовой грамотности, а дополнительные средства в кармане – возможность развиваться вне университета (курсы иностранного языка, программирование и т.д.). Чем больше у человека нагрузки, тем меньше времени на прокрастинацию.

Стоит поступать в магистратуру?

Мнение 1. Исследования показывают, что 96% студентов, обучающихся на бакалавриате, планируют поступать в магистратуру. Бакалаврское образование – это высшее образование, а магистерский уровень – возможность реализовывать свои научные проекты.
Нужно сначала посмотреть, кто будет читать предметы на 5-6 курсе. Если это те же фамилии и даже те же курсы по несколько измененными названиям, задумайся, стоит ли тратить на них время.
Мнение 2. Что дает магистратура? Согласно замыслу болонской системы, это означает переход от практических бакалаврских навыков к научно-теоретической деятельности.

Магистратура имеет свои преимущества:
1. Это второй шанс для тех, кто понял, что специальность ему не по душе. Можно воспользоваться правом перекрестного поступления и поучиться по другому направлению.
2. Это очень хороший инструмент, который сглаживает этап перехода к самостоятельной взрослой жизни.
3. Возможность наверстать все упущенное за четыре года, если вдруг на 4 курсе стало понятно, что твоя специальность тебе нравится.
4. Продолжение работы с научным руководителем и путь в науку.
5. Общество уважает диплом магистра больше бакалавра.
В идеальном варианте магистратура - это первая ступень в академической деятельности, хотя у нас понимание этого отсутствует.

Есть и другие причины, почему люди идут туда учиться:
• возможность еще два года ничего не делать;
• защита от армии;
• «Чтобы мама не огорчалась»;
• «Чтобы мама не кричала».
Мамы переживают, поскольку убеждены, что все пойдут после выпуска устраиваться в госучреждения, а там без диплома магистра никак.

Активность вне учебы: да или нет, и для чего?

Мнение 1. Этот вопрос связан с трудовой деятельностью. Активность студентов больше там, где речь идет о развлечениях, а не, например, о выборах в органы студенческого самоуправления.
Сидеть за книгами и просто учиться – это очень скучно. Надо где-то применять свои знания и навыки. Трудно представить, что кто-то может стоять на позиции «против» активности вне академической деятельности. Студенты должны направлять свои силы на что-то полезное.
Мнение 2. Активность может быть в форме дебатных и интеллектуальных клубов, а также при университетах есть научные кружки. Кроме этого стандартно в вузах есть 3 органа: студпарламент, профбюро и научное общество. Они не только помогают студентам развиваться, но и устраивают различные развлекательные конкурсы. Правда, профком еще проездные покупает.
Научные общества – имитационная форма высшего образования. Они проводят различные конференции, на которые обычно все подают свои тезисы, чтобы получить дополнительные баллы для поступления в магистратуру. И в любом случае полезнее участвовать в каких-то интеллектуальных вещах.
Мнение 3. Во всех университетских активностях должно быть институциональная составляющая – это возможность оставить свой опыт и наработки в наследство младшим курсам. Студенческое самоуправление может не только конкурсы красоты устраивать.
Они могут заняться логистикой выбора дисциплин, популяризировать академическую добродетель, чтобы в неформальном общении было стыдно сказать, что кто-то где-то что-то списал, кому-то заплатил. У нас пока не хватает того, чтобы одно поколение работало на благо следующего.

Три главных вывода:
- надо начинать работать во время учебы, но на старших курсах;
- надо вступать в магистратуру, чтобы «мама не кричала» или если ты мечтаешь о Нобелевке;
- надо действовать вне лекций и семинаров, но желательно, чтобы это было что-то интеллектуальное.