Настоящий учитель – какой он?

С детства мы находимся в окружении людей, призванных чему-то нас научить. Это наши родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя, преподаватели вузов. У каждого из них своя задача, и все они - обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Кто-то из них остается в нашей памяти надолго, а кто-то вносит короткий штрих в формирование наших личностей.

Отношение к учителям разное, здесь все зависит от сходства характеров, симпатий и антипатий, профессиональной заинтересованности и многих других факторов, свойственных общению между любыми людьми. Но если сфокусировать внимание на предназначении учителя, то можно увидеть, что цель его работы – дать определенные знания, которые в дальнейшем принесут пользу обществу и конкретному человеку. Для того, чтобы обученный человек стал эффективно применять полученные знания и умения на практике, необходима его заинтересованность и увлеченность данным видом деятельности. Вряд ли можно эффективно заниматься работой, если она не нравится. Отсюда следует вывод, что главная задача учителя – научить и при этом развить (или сохранить) в ученике намерение заниматься тем, чему его научили.

Задача эта очень непростая, и учителей, которые с ней справляются, не так уж и много. Именно эти учителя становятся нашей путеводной звездой в жизни, именно благодаря им развивается человечество.

Давайте проследим путь обучения человека на всех этапах его жизни. Первые учителя ребенка – его родители. У них множество обязанностей по обучению ребенка жизненным навыкам. Например, мать может научить дочь наводить в доме порядок. Но даже при отличном умении дочери делать это, она не спешит применять свои навыки в деле. Бывает и так, что родитель может заинтересовать ребенка каким-то занятием путем личного примера, а вот научить, доступно рассказать обо всех тонкостях не умеет.

В детском саду мы впервые встречаемся с профессиональными педагогами. И здесь начинает ощущаться своеобразный круговорот педагогического мастерства. Если педагог получил качественное образование и искренне полюбил свою профессию благодаря всем своим наставникам, то он теперь уже через своих воспитанников будет формировать достойное общество. В этом заключается главная сила развитой цивилизации – способствовать стремлению новых поколений к развитию и совершенствованию, сохраняя и умножая достижения предыдущих поколений.

Если в детском саду развивается готовность ребенка к обучению, то в школе он начинает активно учиться. В каждом человеке всегда есть какие-то свои природные способности. И как хорошо, если эти способности будут замечены и развиты педагогом, а не загублены на корню непрофессиональным подходом последнего. В таком случае общество получит полезного и эффективного деятеля, а сам человек обретет счастье, занимаясь любимым делом.

Высшее образование конкретизирует сферу деятельности человека, дает ему узкие специфичные знания и навыки. Здесь особенно важно умение педагога заинтересовать ученика и дать ему как можно более глубокие знания, ведь именно с этим багажом и настроением человек начнет приносить конкретную пользу.

Человек учится всю жизнь, и роль настоящего учителя переоценить невозможно. Способность к эффективному обучению определяет менталитет целых наций. Недаром, воспитательные традиции некоторых народов являются их национальной гордостью.

Автор: елена астафьева

Категории: