Журналистика XXI века: штрихи к портрету

Лет 10-15 назад на одном из центральных российских каналов шла передача «Акулы пера», в которой журналисты «терзали» своими острыми вопросами и высказываниями звёзд шоу-бизнеса. Надо сказать, название программы говорило само за себя: акулы жаждут крови, а журналисты – сенсаций. Но так ли агрессивна эта профессия на самом деле? Как складываются отношения внутри редакции и вне её? И какова она, журналистика 21 века?

В идеале ничто не должно выходить за рамки служебной и профессиональной этики. Здоровая атмосфера в редакционном коллективе в большей степени зависит от редактора. Он задаёт тон уважительного и доброжелательного отношения между коллегами, формирует чувство единой команды и помогает изменить курс с «Я-мышления» на МЫ. В таких коллективах царствуют взаимовыручка, доверие, равноправие и, как следствие, творческая свобода. Взаимная вежливость и высокий уровень профессиональной этики помогают разрешать спорные моменты «без крови».

К сожалению, в редакциях провинциальных СМИ дело зачастую обстоит иначе.Коллективы здесь преимущественно женские, что само по себе уже создаёт сложность (интриги, зависть, сплетни – как правило, всё это здесь выражено ярче). Прослеживается ещё одна тенденция: чем меньше город, тем ниже уровень профессионализма работающих в нём журналистов. В результате отношения между коллегами внутри редакции совсем не безоблачны, а между конкурирующими СМИ подчас и того хуже. Событий мало, а охотников до них много (кушать все хотят) – вот и потенциал для нездоровой конкуренции. Однако стоит заметить, что напряжённые отношения с коллегами не должны влиять на качество работы журналиста: он обязан выполнять её максимально хорошо. И это требование неизменно вот уже сотни лет.

В наши дни отношение общества к журналистам стало более настороженным и негативным. «Писаки», «любители жареных фактов», «лживые бестии», «хамы, копающиеся в нижнем белье» – вот краткий список эпитетов в адрес журналистской братии. Погоня за дешёвой сенсацией, практикуемая «жёлтой прессой», существенно подорвала репутацию этой столь важной и некогда весьма уважаемой профессии. Хотя на самом деле к настоящей журналистике это не имеет никакого отношения.

В 21 веке перед журналистами открылись новые возможности. Сегодня корреспонденты могут путешествовать по всему миру в поисках самых свежих новостей. Оперативно передавать собранный с места событий материал помогают современные средства связи: интернет, ноутбуки, мобильные телефоны. Изменился и рабочий инструмент журналиста: на смену ручке и бумаге пришёл компьютер. Стремительное развитие техники вносит огромный вклад в совершенствование работы СМИ, делая график журналиста подчас очень напряженным.

Но какие бы перемены ни происходили в обществе, главные цели и задачи журналиста в 21 веке остаются прежними: он всегда, при любых обстоятельствах должен быть настоящим профессионалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *