Выбор способов обучения — пока прерогатива студентов запада

Скажите, какие бывают свободы? Свобода слова, свобода вероисповедания. Свобода совести? Богине Либерте с поднятым факелом салют! А об академических свободах знаете? Нет, речь не о разнузданности отдельных академиков в черных шапочках с кисточками и свободе поведения в стенах alma mater. Академические свободы — право на самостоятельность в отношении учебного и исследовательского процессов, данное как профессуре, так и студенчеству в отдельно взятом высшем учебном заведении.

Академическая свобода студентов — в России сегодня еще terra incognita. Наша система образования, равно как и системы образования стран ближнего зарубежья, делает ставку на универсальность полученного пакета знаний и жестко закрепленное академическое расписание.Последнее аналитики часто связывают со слишком юным возрастом российских студентов и отсутствием надлежащей школьной подготовки. Не секрет, что европейские ВУЗы и учебные заведения США и Канады неохотно принимают абитуриентов с аттестатами школ из России и стран СНГ. Причина тому — несоответствие имеющихся знаний по определенным учебным дисциплинам не столько требованиям, сколько программам. Поэтому желающие получить престижное высшее образование за рубежом чаще всего должны грызть гранит самых нижних ступеней академической лестницы: обычно это пара лет в старших классах школы, колледж или подготовительные курсы для иностранных студентов, действующие при многих университетах.

По традиции, армия российских студентов пополняется вчерашними школьниками. Детство не заканчивается за одну ночь — на первое сентября, поэтому говорить о какой-то ответственности и уважительном отношении к учебе чаще всего не приходится. Этим обусловлена жесткость процесса обучения, регламентирующего каждый шаг студента. Иным образом дело обстоит в Европе. К примеру, жаждущие знаний немцы по паспортному возрасту гораздо старше наших соотечественников. К тому же учеба в ВУЗах считается в Германии престижной, потому и требует серьезного подхода к академическому процессу. В отличие от наших университетов, институтов и академий, большинство немецких образовательных учреждений предоставляет право получать знания бесплатно. И главной для студентов является возможность обучения, а не получения диплома. Наша же студенческая братия, особенно при условии стопроцентной оплаты, предпочитает не знать, а иметь справку о том, что знает.

Академические свободы студентов в германских вузах — понятие широкое. В первую очередь, оно включает выбор обучающимся научных и учебных дисциплин по своему усмотрению, а также отсутствие ограничения в методах и способах получения знаний. Помимо такой свободы, студенты получают возможность заниматься факультативно, вне учебных программ, научной деятельностью. Обычно семестр в вузе делится поровну на лекционные и практические занятия. В рамках последних проводятся самостоятельные исследования, выполняются проекты, темы которых заранее согласуются с преподавателями. Посещение занятий строго не отслеживается, и оценка уровня полученных знаний, производимая в период сдачи сессий и отчетностей, к количеству посещений не имеет никакого отношения.

Лекции в германских университетах практически не имеют ничего общего с российскими. Преподаватели отечественных ВУЗов готовят и предоставляют материал слушателям под запись, требуя в процессе проверки знаний едва ли не дословного воспроизведения своих слов. Отступления от материала не приветствуются. Германская профессура дает лишь наводящие материалы, подсказывает, к каким источникам обратиться, какое направление работы выбрать. Работают же студенты самостоятельно. Семинары и коллоквиумы — привычная форма работы для многих ВУЗов, но в российских реалиях дискуссионная форма — формальность.

Свобода выбора учебных дисциплин, методов и средств получения знания приводит к формированию социально активной, развитой творчески личности, обладающей необходимыми познаниями и навыками в рамках узкой специализации. Для европейского социокультурного пространства такая единица на рынке труда всегда востребована. Академическая свобода дает возможность осознания себя как субъекта системы образования и всего общества в целом, а вслед за этим и осознание собственной социальной роли в качестве профессионала.

Что касается российских ВУЗов, то теоретические знания, полученные под нажимом составленной программы, не учитывающей склонностей и интересов, не представляют собой ценности для профессиональной деятельности, а отсутствие самостоятельного опыта принятия решений лишь вредит ей. Последнее обстоятельство хорошо известно тем, кто искал работу: молодым специалистам возможность показать себя не предоставлена.

Можно говорить и о низком уровне профессиональной мотивации ввиду отсутствия свободы выбора учебных дисциплин. Особенно это касается дисциплин специальных: студенты, следующие жестко регламентированной программе, не могут определять цели и задачи собственной деятельности, не владеют методиками контроля, не имеют навыков проведения научно-исследовательских работ. Алгоритм действий, заложенный в программе, воспринимается универсальным решением, хотя таковым не является.

В российских реалиях система образования, сходная в отношении свобод с европейской, нежизнеспособна. Основной проблемой является отношение в обществе к образованию не как к средству социализации, а как к формальному атрибуту успешной жизни. Еще одним важным моментом, определяющим такого рода позицию по отношению к академической свободе, является невостребованность игры на опережение. Профессионал, покинувший стены российской alma mater, в первую очередь должен реагировать на обстоятельства, а не генерировать идеи — такова потребность нестабильного рынка трудовых ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *